Служба по управлению персоналом и социалному развитию ФГУП "ПСЗ" г.Трехгорный

«Сегодня мы будем творить!»

«Рабочая специальность – со школьной скамьи». В Трехгорном возрождается одна из забытых традиций воспитания «человека труда».

Вряд ли кто – то станет отрицать тот факт, что главным «источником жизни» на Южном Урале всегда были заводы, «градообразующим населением»  -  рабочие, а главными учебными заведениями  - профессиональные училища. Так было почти два века подряд. Ремесленные училища, действующие при каждом крупном предприятии,  пестовали будущее своих городов – заводов.  Сегодня цепочка «школа - ПТУ – предприятие – наставник» прервана. Уникальная система воспитания «людей труда»  исчезла за ненадобностью в 90-е годы вместе с большинством государственных предприятий-гигантов. К счастью, вопреки всем «изломам истории»,  некоторым заводам  удалось сохранить  прослойку  уникальных  мастеров  и традиции  воспитания профессионалов.

Одна из таких «кузниц кадров» - Приборостроительный завод Трехгорного.  Не случайно же первый Герой Труда новой России  Константин Чуманов появился именно здесь.

Систему  профессиональной подготовки,  действующую на Приборостроительном заводе Трехгорного, можно назвать уникальной. И она постоянно совершенствуется. К примеру, совсем недавно  предприятие воскресило еще одну из утраченных некогда  традиций – воспитание рабочих со школьной скамьи. 

«И начинаем фантазировать!» 

  Эти мальчишки уже знают, какой ценой достается уважение и самоуважение. В отличие  от большинства сверстников они умеют творить не только в виртуальном мире, но и  менять реальность своими руками. 

Второй конкурс профессионального мастерства среди школьников Трехгорного собрал больше трех десятков человек, освоивших специальность «слесарь механосборочных работ». 

  Даниил  Субботин, участник проекта «Рабочая специальность со школьной скамьи»:  

   —Для меня это еще одно увлечение,  новое направление,  которое расширяет кругозор.  Работа в мастерской  отличается от проектной  деятельности, участия в олимпиадном движении, занятий робототехникой. Это дело, где можно что – то создавать своими руками и сразу видеть результат работы. Интересно! 

—Если пофантазировать  на тему «рабочий будущего»… Каким вы его  видите в вашем воображении?

—Вряд ли он будет выполнять на своем рабочем месте те же функции, что и сейчас. Скорее всего, вместо него все будут делать роботы. Ему останется только контролировать их работу. Думаю, что уже к 22 веку в сфере промышленности произойдут  крупнейшие перемены. Как и в большинстве областей нашей жизни, на производстве будет доминировать  робототехника.

 В «школе рабочего»  ученики  восьмых – девятых классов  могут получить  сразу  несколько дефицитных  профессий: слесарь механосборочных работ, электромонтер, токарь – фрезеровщик, штамповщик, мастер кирпичной кладки. Всему этому учит трехгорненских мальчишек Нина Григорьевна Букреева – учитель труда 109-ой школы. 

Первыми выпускниками слесарной мастерской стало 22 школьника. Половина из них продолжила обучение в техникумах и профлицеях. Тенденция этого года: большинство  участников проекта  решили связать жизнь с профессией инженера. 

Нина Букреева, учитель труда школы №109:

 Выпускники прошлого года благодарят нас за то, что нашли себя. Они горды тем, что овладели этой профессией. Наша мастерская стала для них домом. Они чувствуют себя сильнее, грамотнее, увереннее остальных сверстников. 

В этом году совсем другой класс. Ребята мечтают стать инженерами, но для них важно получить азы. Всем - по 14-15 лет. Кажется, еще маленькие? Нет! Например, они рассуждают так: «Как я могу быть начальником, если не буду знать, что делать с этой заготовкой?».  

Они с удовольствием сюда бегут. Если надоедает выполнение каких – то операций, я им говорю: «Сегодня мы будем творить! А давайте вашим мамам сделаем букет из железных цветов?». И начинаем фантазировать! Иногда ребята делают по просьбе родителей какие – то  нужные в домашнем хозяйстве вещи. И каждый раз мы придумываем что – то новое. Вот дадут нам отходы, а мы пытаемся их превратить во что – то  необыкновенное. Они делают вещи, которые не предусмотрены школьной  программой. Например, нарезание резьбы на станке и вручную, клепку. Ребята должны знать, что из металла можно сделать очень интересные вещи.

И здесь мы не столько учимся, сколько воспитываемся. Стараемся поддерживать друг друга, делиться  друг с другом. Все это очень важно. Они чувствуют себя мужчинами! Уверенными в себе людьми! Все удивляются, что слесарному делу ребят учит женщина, а они наоборот, воспринимают это очень хорошо. Заботятся обо мне! Наверное, видят во мне маму. 

—Вы, действительно умеете работать на всех станках?

Да. У меня техническое образование и педагогическое. Работала на ЧТЗ, окончила челябинский машиностроительный техникум по специальности «техник – технолог  машиностроения». Потом получила педагогическое образование. Всегда мечтала стать учителем.  Вернулась в Трехгорный, преподавала в профлицее, готовила сварщиков. Там же было и слесарное дело. Когда лицей закрыли, Лариса Ивановна, директор  109 –ой школы, пригласила меня сюда. Я так счастлива! Даже не мечтала, что в школе так  здорово работать!

До сих пор я учила людей, которые уже сделали свой выбор в жизни, а здесь я помогаю мальчишкам найти свою дорогу. Моя задача – разглядеть в них то, что поможет им в будущем. Подсказать немножечко. Распознать еще в 6-7 классе, кто они есть (по своему складу характера, по талантам) и направить по нужной дороге. 

 

  «Рабочая  специальность  со школьной скамьи»

    Слесарная  мастерская при  109 –ой школе  появилась два года назад. Впрочем, «появилась» - не самое  точное  слово,  для рассказа о возрождении системы  профподготовки  школьников.  Как известно, у каждой идеи есть автор.  Инициатором создания  проекта «Рабочая  специальность со школьной скамьи» стал  Василий Бобков, ведущий специалист по кадрам ФГУП «ПСЗ».  

Василий Бобков,  ведущий специалист по кадрам ФГУП «ПСЗ»:

   —Примерно такая же система подготовки  рабочих  существовала в СССР.  Крупные предприятия брали шефство над школами и учили ребят чему – то новому. Наш проект –  попытка возрождения утраченных традиций в системе профподготовки, культуры и  философии производства. Сейчас подобной практики нет нигде. Получить начальное профессиональное образование очень сложно. 

  —Вы – автор  этого проекта.  С вашей  подачи эта идея обрела  жизнь? Вам лично это зачем?

   — Мне просто интересно этим заниматься.  Хочется сделать  что – то  хорошее и по – настоящему нужное нашему городу. Я работаю ведущим специалистом по кадрам на Приборостроительном заводе и вижу, как нужны сегодня  производству рабочие. Что делать?  Можно, привезти людей из других городов, а можно научить своих. Я сторонник утрверждения: «Где родился, там и пригодился!».

Но любая идея  без хорошего исполнителя  авторского замысла, ничего не стоит. А  проект «Рабочая специальность со школьной скамьи» поддержал  и ПСЗ, и коллектив  109-ой школы. А, самое главное, нашелся  удивительный  педагог! Я очень благодарен Нине Григорьевне Букреевой за поддержку! 

   

   

Приступив к созданию «школы рабочего»,  авторы  проекта провели  социсследование,  которое  помогло  определить самую интересную для  учеников  профессию.  Таковой  оказалась – «слесарь механосборочных работ».  При поддержке  УПК  ФГУП «ПСЗ»  создали  учебную программу  на  64 академических часа.

На собственные деньги закупили  металл, инструменты.  Позже  Приборостроительный завод  выделил средства  на материально – техническое оснащение мастерской. Всего два года прошло с тех пор,  а профессионализм школьников, занимающихся в «школе рабочего», уже неоднократно подтверждался  наградами всероссийских и областных соревнований.

Николай Вихляев, председатель конкурсной комиссии,  директор УПК ФГУП «ПСЗ»:

— Как оцениваете работу подшефной мастерской?

— Мне очень нравится подход школьников к работе. Они очень стараются. Уже

сейчас изготавливают детали  на очень хорошем уровне.

—Что бы вы назвали главным элементом  в системе подготовки современного рабочего?

   —Пожалуй, систему наставничества. Не имея  постоянной  взаимосвязи  с  конкретным  предприятием, базы для студенческой практики,  учебное заведение не может подготовить грамотного  специалиста.  Наставничество – главное звено в процессе обучения рабочего.  Без опеки  хорошего мастера  молодой рабочий не станет  профессионалом.  Каждое учебное заведение должно работать  в постоянной связке с конкретным предприятием!  На ПСЗ с молодыми ребятами всегда трудились мастера очень высокой квалификации. Наставники  помогали им во всем, становились вторыми родителями. При такой поддержке довольно трудно не стать профессионалом!  

 В этом году состязания собрали учеников двух школ города. Для интриги  пригласили и лучших слесарей механосборочных работ Приборостроительного завода. 

Конкурс состоял из двух частей: теоретической и практической. Каждый  участник  должен был  продемонстрировать свое умение читать чертежи,  пользоваться слесарным инструментом, обрабатывать тонколистовой металл и криволинейные  поверхности.  Надо сказать, что задания  оказались непростыми даже для рабочих  ПСЗ, участвовавших в состязаниях вне конкурса.

—Есть ли среди этих  школьников достойные соперники? 

Михаил Горбачев, слесарь  механосборочных  работ 25 цеха ФГУП «ПСЗ»:

Конечно! Я, например, выполняя практическое задание, оказался последним. Работают ребята очень быстро! Хотя, сейчас посмотрим на качество изготовленных деталей. 

 —А почему проиграли в скорости?  Привыкли с автоматикой дело иметь?

—У нас немного другая специфика. Нам приносят уже готовые детали. Мы их просто обрабатываем. А здесь нужно изготовить деталь с нуля!

— Кстати, есть версия, что скоро рабочему совсем не придется работать руками.  По мнению  ваших молодых конкурентов,  всех токарей и слесарей заменят роботы! 

— Нет! Слесарь будет всегда. Его функции не заменят никакие роботы!

Вы бы рекомендовали ребятам  пойти на завод? 

—Конечно. Завод – это профессиональный и карьерный  рост плюс экономическая  стабильность.

  «Завод – всегда с нами!»

  Скрупулезно изучив каждую работу школьников, строгая комиссия под руководством директора  учебно – производственного комбината ФГУП «ПСЗ»  Николая Вихляева  вынесла свой вердикт.  Титула победителя состязаний  удостоились сразу два участника проекта: Владимир Молотков и Алексей Шубин. Второе место занял  Петр Королев, третье - Николай Копыркин. 

Кроме того, всем  участникам проекта «Рабочая специальность со школьной скамьи» были вручены сертификаты, подтверждающие  получение профессии «слесарь механосборочных работ».

Обращаясь к выпускникам, организаторы конкурса выразили надежду на то, что Приборостроительный завод  навсегда останется в их сердцах, а первая профессия, которую каждый из них обрел, участвуя в проекте «Рабочая специальность со школьной скамьи», станет главным  делом  жизни.   

Петр Королев, ученик 9 «б» класса школы №109:

—Я стал участником этого проекта, чтобы  посмотреть, на что я способен. Считаю, каждый мужчина должен уметь что- то делать своими руками. И теперь я начинаю гордиться тем, что могу без посторонней помощи выполнять множество разных работ.  Все становится проще.

Олег Евстигнеев, ученик 8 «а» класса 109-ой школы:

—Во–первых, это очень занимательно. Есть возможность научиться очень многому.

—Меняется ли самоощущение, когда понимаешь, что ты – уже не беспомощный  подросток, твоим рукам подвластна работа, которую способен выполнить далеко не каждый мужчина?

—Да! Появляется чувство гордости. Ты начинаешь больше себя ценить, понимаешь, что способен на большее. Совершенно другое самоощущение. И восприятие мира меняется.  Ты видишь, как гордятся тобой родители. И, самое важное, видишь уважение в  глазах папы! 

—Те, кто занимается здесь, намерены связать  свое будущее  с полученной профессией?

—Совсем не обязательно. Слесарная  мастерская - это, скорее, кружок по интересам. Мы получаем от занятий удовольствие! Но многие из нас выберут после школы технические специальности.

Нина Букреева, учитель труда школы №109:

—Какую роль играет в работе вашей мастерской завод?

Завод – всегда с нами. Это у нас авторитет! ПСЗ – это звучит гордо! Градообразующее  предприятие  помогает нам и материально, и морально. Например, сегодня мастерство ребят оценивали заводчане, очень авторитетное жюри. Для  ребят  очень важно получить оценку мастеров высшего класса.    

—Раньше, в советское время, система  профподготовки  была  прерогативой  государства, теперь эту функцию вынуждены брать на себя сами предприятия.  На ваш взгляд, это правильно?

Считаю, да. Ведь только само предприятие знает, какие именно специалисты ему нужны и в каком количестве. Помогая нашей «школе рабочего», завод  вкладывается в свое будущее. 

 Уж где – где, а  в старых  промышленных центрах Урала всегда умели  ценить человека, который делал что – то своими руками лучше других!  Больше двух с половиной веков  города - заводы  горного Урала  были  центром притяжения лучших  «технарей» страны.  Местные предприятия, работавшие с 1812 года на оборону страны, обладали таким мощным  техническим  и кадровым потенциалом, который и не снился  городам – миллионникам! Сегодня снова есть надежда на то, что слово «завод»  для мальчишек  региона снова зазвучит гордо!

Наталья Исакова 20.03.2016

Фото: Н. Исакова